четверг, 1 марта 2012 г.

Этническое самосознание народа - объективные признаки

Этническое самосознание народа - объективные признаки
Обратимся к признаку этноса, который называют этническим самосознанием. К тому, собственно, что члены каждого народа непременно как-то отделяют свой этнос от всех прочих, а членов его — от представителей других народов (по древнему принципу «мы — они»); к тому, что в каждом народе бытуют представления о его отличиях от других — ближних и дальних.
Все другие признаки этноса явно объективны: территория, язык, даже та общность культуры, в которой проявляется психический склад народа, его душа. А вот этническое самосознание, представления человека о себе и иных, собственном народе и других народах субъективны. То есть они, естественно, могут быть и верными и неверными, справедливыми и несправедливыми, точными и приблизительными, однако так или иначе существуют только в головах людей. Однако существуют реально, впрочем, говоря языком философа, и в безупречной форме. Существуют и оказывают весьма ощутимое влияние на объективные обстоятельства жизни и отдельных людей, и целых коллективов, и народов, и целого мира.В этническом самосознании в любом случае отражаются объективные признаки этноса - от территории и ее природных условий до особенностей психического склада. Однако отражаются, чаще всего, отнюдь не адекватно. Еще не слишком давно чукчи считали, что их отличают от иных народов одежда (у мужчин - кухлянка, у женщин и детей-комбинезон), украшения - подвески из крашеных ремешков, вырезанных из шкуры нерпы, и розетки из бисера. В тот же список включались и особенности жилья - яранги. Сейчас, символами, связанными с национальным самосознанием, стали у чукчей, "кроме родного языка, письменность на нем, наличие собственной художественной литературы, поэзии, профессионального искусства (резьба по моржовой кости, вышивка по меху, свои национальные музыкально-хореографические ансамбли), знание о собственном прошлом, гордость за собственную историю, за своих выдающихся людей и т. д. ".Для старинных китайцев национальной, истинно китайской одеждой был не просто халат, однако халат, запахивающийся слева вправо. И одежда и метод ее запахивания приобрели символическое значение в древнейшие времена. Конфуций, живший в VI веке до н. э., вспоминая одного деятеля прошлого века, писал: "Если бы не он, мы все стали бы носить халаты с полой налево". То есть отказались бы от истинно китайских обычаев, перестали бы даже быть китайцами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий